МБОУ Октябрьская СОШ
п. Октябрьский Кулундинский район Алтайский края
  • Занятие "Арктика – территория развития"

    Автор: Аникусько Елена Юрьевна
    В понедельник, 10 февраля, в нашей школе прошел очередной урок из цикла «Разговоры о важном». Его посвятили истории освоения и исследования Арктики - уникального района, который на протяжении многих лет остается стратегически важной территорией России. История исследования и освоения Арктики - особая страница в истории России. Земли этого снежного региона, примыкающего к Северному полюсу, издревле привлекали путешественников и исследователей. Не стали исключением и русские мореплаватели. Среди них Семен Челюскин, Витус Беринг, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы и многие другие. В ходе морских походов они нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана.
    Занятие "Арктика – территория развития".

    К концу 1980-х годов наша страна стала мировым лидером в изучении и освоении Арктики. Эта работа ведется и сегодня. Так, в ходе экспедиции «Арктика-2007» глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» впервые в истории спустились на дно океана и взяли образцы грунта и флоры. А в 2014 году Россия первой в мире начала добычу нефти на шельфовом месторождении в регионе. С развитием Арктики также связана и важнейшая транспортная магистраль - Северный морской путь, освоение которого возможно благодаря единственному в мире российскому атомному ледокольному флоту.

    В 2025 году исполняется 500 лет с начала освоения Россией Северного морского пути. Кроме того, 28 февраля будет отмечаться большой праздник - День Арктики, который появился в 2011 году для привлечения интереса к самому северному региону нашей планеты.

    О том, как проходило освоение Арктики и чем уникален этот регион, поговорили с учащимися в рамках нового урока «Арктика — территория развития». Его задачей было обозначено формирование представлений об Арктике и значении этого региона для развития страны и укрепления позиций России на международной арене.

    В 1–2-х классах беседа началась с просмотра фрагмента мультфильма «Умка». Ребята пробовали угадать, где происходит действие. В продолжение они узнали о тех, кто там живет и работает, а также о том, что привлекало людей в этих холодных и опасных краях. Отдельно поговорили о кораблях, способных проходить сквозь толстые льды северных морей. Больше узнать о ледоколах в формате видеоинтервью ребятам помог капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Руслан Сасов.

    Учеников 3–4-х классов ждал более подробный рассказ об атомном ледокольном флоте России, которому в прошлом году исполнилось 65 лет. Юбилей отмечался в начале декабря в годовщину сдачи в эксплуатацию первого в мире атомного ледокола «Ленин». Продолжили урок знакомство с научно-просветительским проектом «Ледокол знаний», в рамках которого школьники могли отправиться на «край земли», и викторина «Арктика: правда или вымысел?».

    Для школьников 5–7-х классов подготовили презентацию о странах, которые имеют территории в Арктической зоне. Также в ходе урока ребята узнали, как видит стратегическое значение Арктики президент России, и посмотрели видеоролик «Российская Арктика».

    В 8–9-х классах с учениками поговорили о развитии Северного морского пути и современных ледоколах, в том числе о новейшем атомоходе «Ленинград», строительство которого началось в январе 2024 года. Затем ребята порассуждали о будущем Арктики и рассказали, в каких областях экономики, связанных с развитием Арктики, они могли бы представить свое будущее.

    В 10–11-х классах обсудили Стратегию развития Арктической зоны и план развития одной из важнейших территорий Российской Арктической зоны - Мурманской области. Также на уроке поговорили об арктических профессиях, связанных с особенностями и условиями жизни в суровом климате.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике